профессиограмма "Повар, кондитер"

               

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ПОВАР, КОНДИТЕР"-на сайте "Атлас профессий"

 

Сфера деятельности: пищевая промышленность (технология производства)
Предмет труда: человек-человек.
Объект деятельности: процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации блюд, кулинарных и кондитерских изделий, закусок, напитков разнообразного ассортимента.
Вид деятельности: производство блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий в организациях питания.

 

 

 

Обучение проводится по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569)

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения

среднее общее образование

Повар
Кондитер

3 года 10 мес.

Срок освоения программы увеличен на один год, что позволило учесть не только требования российских работодателей, но и международные требования к подготовке повара и кондитера по компетенциям «Поварское дело» и «Кондитерское дело» движения WorldSkills Russia (далее - WSR)

Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников:
33.011 Повар (утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 610н)
33.010 Кондитер (утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 597н)
33.014 Пекарь (утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 914н)

 

 

 

Видом профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами «Повар» и «Кондитер» является производство блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий в организациях питания. Основной целью вида профессиональной деятельности является приготовление качественных блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, их презентация и продажа в организациях питания.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации блюд, кулинарных и кондитерских изделий, закусок, напитков разнообразного ассортимента.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

 

- быть честным, ответственным;
- уметь работать в команде или самостоятельно;
- иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;
- обладать способностью к концентрации внимания;
- иметь хорошую координацию;
- иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;
- быть физически выносливым;
- иметь хорошую оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер, чувствовать время, хорошее цветоразличение;
- иметь хорошее воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;
- иметь способность анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения;
- иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;
- уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;
- обладать коммуникативными качествами: иметь навыки делового общения (продуктивно общаться с коллегами, руководством, посетителями), толерантность к многочисленным контактам, уметь конструктивно воспринимать критические замечания, осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью Интернета;
- использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.

 

 

 

Медицинскими противопоказаниями для работы по профессии повар, кондитер являются:

 

- хронические заболевания органов пищеварения;

 

- хронические заболевания органов дыхания;

 

- заболевания органов опорно-двигательного аппарата;

 

- инфекционные и аллергические заболевания;

 

- кожно-венерические и нервные болезни;

 

- заразные заболевания (например, туберкулез, гепатит, сальмонелез и др.).

 

Возможности продолжения обучения

 

 

 

Профессия относится к числу массовых.

 

Соответствующие вакансии имеются:

 

- на предприятиях общественного питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты, чайные, закусочные);

 

-в медицинских учреждениях (больницы, санатории, оздоровительные лагеря);

 

- образовательных учреждениях (школы, детские сады, институты, колледжи, техникумы, училища);

 

- на заготовочных фабриках, фабриках-кухнях, комбинатах полуфабрикатов, кулинариях.

 

Возможности продолжения обучения:

 

Повышение уровня профессионального образования в СПО связано с освоением профильных специальностей:
19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания;
43.03.01 Сервис;
43.03.03 Гостиничное дело.

 

Повышение уровня профессионального образования в ВПО связано с освоением профильного направления подготовки:
19.04.04 Технология продукции и организации общественного питания;
43.04.01 Сервис;
43.04.03 Гостиничное дело.

 

По программе высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки:
19.06.01 Промышленная экология и биотехнология.

 

профессиограмма "Машинист крана, крановщик"

В настоящее время погрузочно-разгрузочные работы выполняют крановщики на современных автокранах. Широкое использование кранов связано с переходом строительства на сборную систему и применением в строительстве больших железобетонных конструкций.

Успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста крана, крановщика обеспечивают такие личные качества человека, как выносливость; усидчивость; ответственность; внимательность; уравновешенность. Машинист крана, крановщик должен иметь хорошее физическое здоровье, хорошее зрение, хорошую координацию движения, хорошую моторную память, точный глазомер, уметь концентрировать внимание.

 

Доминирующие виды деятельности профессии машинист крана:

  • прибытие на объект и выбор места для работы;
  • техосмотр крана (проверка исправности и регулирование тормозов, крюков, крепления тросов, грузозахватных приспособлений, действия предохранительных устройств);
  • установка крана на опоры;
  • строповка (закрепление)грузов;
  • управление краном при помощи системы управления крана (рулевое колесо, рычаги, педали);
  • производство погрузочно-разгрузочных работ (подвижного состава автотранспорта, строительных конструкций, оборудования и материалов);
  • производство подъемно-транспортных работ;
  • транспортировка деталей и узлов к местам сборки изделий;
  • укладка деталей, изделий и тарного груза;
  • обеспечение монтажа сборных конструкций зданий, сооружений и т. д.;
  • технический уход и профилактический ремонт автокрана;
  • поддержка и укладка труб (в случае работы на кране).

 

Машинист крана автомобильного выполняет подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные работы: подъем, перемещение, погрузку, разгрузку, транспортировку деталей, узлов, блоков к месту сборки. Следует за показаниями приборов (указатели грузоподъемности, креномер и др.) и сигнальными жестами стропальщика. Знакомится с записями в специальном журнале, проверяет техническое состояние крана (механизмы, тормоза, канаты, подкрановые пути). К работе допускаются лица не моложе 18 лет. К профессиональным вредностям относятся неблагоприятные микроклиматические условия, связанные с влиянием погодных условий и отсутствием достаточной теплоизоляции кабины; вибрация, шум, перепады освещенности, вынужденная рабочая поза 

 

Профессиограмма машинист крана, крановщик 

Наименование профессии

машинист крана, крановщик

Доминирующий способ мышления

применение - процедура

Область базоаых знаний №1 и их уровень

электротехника, кинематика, основы технологического производства (в зависимости от места работы), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

слесарное дело, строповка (закрепление) грузов, знаковая и звуковая сигнализация, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Область базовых знаний №3 и их уровень

навыки вождения (работа на  автокране)

Профессиональная область

строительство

Межличностное взаимодействие

среднее 

Доминирующий интерес

реалистический

Дополнительный интерес

конвенциональный

Условия работы

вне помещения, сидячий

 

 

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста крана, крановщика:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

  • хорошее физическое здоровье;
  • хорошее зрение;
  • хорошая координация движений;
  • точный глазомер;
  • концентрация внимания;
  • хорошая моторная память.
  • выносливость;
  • усидчивость;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • уравновешенность;
  • аккуратность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • плохое зрение;
  • невнимательность;  
  • безответственность;
  • быстрая утомляемость;
  • рассеянность;
  • небрежность.

Области применения профессиональных знаний:

    • строительные организации;
    • строительные площадки; 
    • пристани;
    • автотранспортные организации;
    • предприятия электросетей;

Профессиограмма "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"

Профессия 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

 

Обучение проводится по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581 (ред. от 17.12.2020))

 

Квалификация выпускника: слесарь по ремонту автомобилей;

водитель автомобиля.

 

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей – специалист по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей (легковых, грузовых, автобусов), мотоциклов и др. На сегодняшний день это одна из наиболее востребованных рабочих профессий, относится к сфере обслуживания в автобизнесе.

Занимает 1 место в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

 

Профессиональная деятельность выпускника включает диагностику неисправностей и работу по их устранению. Ремонт может включать наладку неисправных узлов или их замену. В частности, автослесарь устанавливает и ремонтирует моторы, меняет и регулирует колёса и т.д. Помимо диагностики и устранения уже случившихся поломок, контролирует техническое состояние автомобилей, выявляя возможные проблемы на ранней стадии.

 

Область профессиональной деятельности: техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом. 

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • автотранспортные средства;

  • технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

  • техническая и отчетная документация по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.

Основные виды профессиональной деятельности

По окончании срока обучения выпускник готов к выполнению основных видов деятельности:

1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:

  • определять техническое состояние автомобильных двигателей,

  • определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей,

  • определять техническое состояние автомобильных трансмиссий,

  • определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей,

  • выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации:

  • осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей,

  • осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей,

  • осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий,

  • осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей,

  • осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации:

  • производить текущий ремонт автомобильных двигателей,

  • производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей,

  • производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий,

  • производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей,

  • производить ремонт и окраску кузовов.

Выпускник подготовлен к работе в системе технического сервиса автомобильного транспорта и ориентирован на работу на станциях технического обслуживания, в дилерских технических центрах, в автосервисах и авторемонтных предприятиях в качестве слесарей по ремонту автомобилей различной специализации.

 

Важные качества

  • Кропотливость;

  • развитое логическое мышление;

  • вдумчивость;

  • терпение;

  • коммуникабельность;

  • физическая выносливость;

  • слуховая чувствительность;

  • хороший глазомер и зрение;

  • отличная образная память;

  • умение пользоваться слесарным и специальным инструментом, диагностическими приборами, проводить контрольные, крепежные, регулировочные, сборочно-разборочные операции, управлять автомобилем.

 

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная, престижная, высокооплачиваемая работа с различными льготами;

  • комфортные условия труда в крупных автотехцентрах и автосервисах;

  • возможность быстрого карьерного роста.

Минусы

Высокая ответственность, особенно перед владельцами дорогих автомобилей.

 

Ступеньки карьеры и перспективы

Начать карьеру можно с ученика автомеханика, автомаляра, арматурщика, установщика дополнительного оборудования. Стремление познавать все секреты мастерства и работать ответственно и добросовестно позволит стать со временем настоящим профессионалом. Опытные мастера по ремонту автомобилей могут сделать карьеру руководителя дилерского автосервиса или директора компании либо основать собственное дело.

 

Оплата труда

Средняя месячная зарплата представителя этой профессии составляет в среднем по России от 30 до 110000 тысяч рублей, в регионах она во многом зависит от особенностей местного рынка труда.

 

Профессиограмма "Поварское и кондитерское дело"

Специальность 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

 

 Обучение проводится по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565 (ред. от 17.12.2020))

 

Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу.

 

Специалист по поварскому и кондитерскому делу – это организатор процесса приготовления блюд, кондитерских изделий сложного ассортимента и квалифицированный повар.

Входит в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования

(приказ Минтруда России №831 от 2.11.2015 г.).

 

Профессиональная деятельность выпускника осуществляется на предприятиях общественного питания различных типов и форм собственности.

Область профессиональной деятельности: Организация процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации блюд широкого ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • основное и дополнительное сырье для приготовления кулинарных блюд, хлебобулочных и кондитерских мучных изделий;

  • технологическое оборудование для предприятий общественного питания и кондитерского производства;

  • посуда и инвентарь;

  • процессы и операции приготовления продукции питания.

 

Основные виды профессиональной деятельности

По окончании срока обучения выпускник готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена:

1. Организовывать и вести процессы приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента;

2. Организовывать и вести процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания;

3. Организовывать и вести процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания;

4. Организовывать и вести процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания;

5. Организовывать и вести процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания;

6. Организовывать и контролировать текущую деятельность подчиненного персонала

Также к основному виду деятельности относится освоение одной или нескольких профессий рабочих:

Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников: 33.011 Повар (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 610н)
33.010 Кондитер (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 597н)

 

Важные качества

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

- быть честным, ответственным;

- уметь работать в команде или самостоятельно;

- иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;

- обладать способностью к концентрации внимания;

- иметь хорошую координацию;

- иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;

- быть физически выносливым;

- иметь хорошую оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер, чувствовать время, хорошее цветоразличение;

- иметь хорошее воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;

- иметь способность анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения;

- иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;

- уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;

- обладать коммуникативными качествами: иметь навыки делового общения (продуктивно общаться с коллегами, руководством, посетителями), толерантность к многочисленным контактам, уметь конструктивно воспринимать критические замечания, осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью Интернета;

- использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.

 

Плюсы специальности

- востребованность на рынке труда;

- высокий уровень заработной платы;

- возможность карьерного роста;

- престижность специальности;

- реализация творческого потенциала;

- продолжение образования по специальности в вузах.

 

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники занимают рабочие места в солидных ресторанах, становятся сотрудниками уютных кондитерских, работают в кафе, хлебопекарнях, кулинарных цехах супермаркетов, заготовочных фабриках, гостиничных комплексах, столовых.

 

Оплата труда

Средняя месячная зарплата представителя этой специальности составляет в среднем по России от 30 до 60 000 тысяч рублей, в регионах она во многом зависит от особенностей местного рынка труда.